Как Instagram, бесплатное приложение, впервые запущенное полтора года назад и за все это время не заработавшее ни цента (и не имея даже конкретного плана монетизации) может стоить $1 млрд? Зачем «Фейсбуку» столь простой сервис по такой цене?
Участники рынка и аналитики выдвигают десятки версий. Пожалуй, самая распространенная: Марк Цукерберг увидел в Instagram стремительно растущего конкурента и решил обезопасить свой бизнес заранее, пока на глазах не вырастет еще один социальный гигант. Растет Instagram действительно очень быстро: еще месяц назад у приложения было около 30 млн пользователей, а к закрытию сделки, по прогнозам, их будет уже не меньше 50 млн. Бизнес-модели у Instagram пока не прослеживается. Зато есть модель социальная. Ученые, психологи, социологи и интернет-исследователи видят как минимум 3 причины стремительного роста популярности сервиса. Возможно, про это же думал и Цукерберг, принимая решение о покупке.
Картинка против текста
Считается, что создатели Istagram первыми столь продуманно и целенаправленно возвели любительскую мобильную фотографию в статус инструмента социальных коммуникаций. Их до сих пор обижает, когда Instagram называют всего лишь сервисом обмена фотоснимками: «Это социальный сервис, для него важнее не то, чем обмениваются, а то, кто это делает».
Instagram оказался чуть ли не наивысшей точкой эволюции (или деградации – смотря с какой стороны) социальных медиа, хорошо и подробно описанной ветераном Google Эладом Гилом. Вот ее главные особенности: зачем писать что-то, если информацию, эмоцию, настроение можно передать фотоснимком; фотографическая информация честнее, искреннее и демократичнее, стирает языковые барьеры – не каждый правильно изъяснится словом, но каждый может показать, что он видит с помощью технологии; кнопочное взаимодействие – путь от эмоции до публикации эмоции происходит в результате быстрого нажатия нескольких кнопок; social content curation – курирование социальной информации, когда контент не теряется где-то в общем потоке, а автоматически структурируется, создавая визуальную картину жизни пользователя.
Говоря про Instagram, принято шутить про хипстеров и поколение визуалов. Но все не так просто – аудитория сервиса уже явно выходит за рамки одной поколенческой ниши: недавно вышедшее приложение Instagram для Android было загружено свыше миллиона раз в течение суток после запуска. А стремительное развитие социальной сети Pinterest, которая тоже ориентирована на публикацию картинок и фотографий, показывает, что речь идет не о поколении, а о целых поколениях визуалов: ее успех среди прочего связывают с популярностью у американских домохозяек.
Фильтр реальности
Сооснователь приложения Кевин Систром в одном из интервью рассказывал, что уже после первых успехов Instagram партнеры по бизнесу задумались, а не перенести ли аналогичную сервисную модель на другие виды творчества. Вершиной развития, решили партнеры, мог бы стать «поэтический инстаграм»: забиваешь несколько ключевых слов, выбираешь стилевой фильтр, нажимаешь на кнопку – и твое стихотворение, автоматически сгенерированное в стиле Шекспира, Байрона или Гинзберга, уже в социальных сетях. Но технологии генерации текстов еще не достигли того уровня, чтобы стать для кого-то заменой реального сочинительства.
А вот фотография оказалась лучшей сферой для того, чтобы удовлетворить массовый спрос на доступное творчество. Эффект мобилографии изучен давно, но тут к ней добавилась новая опция – фильтры. Психологи уже дали определение этому феномену – технологизация творческого поиска. Самый простой снимок после обработки фильтрами оказывается в глазах пользователей самодостаточным произведением, результатом творчества, а не механическим продуктом мобильной камеры. О том, что значит Instagram для современной фотографии, идут бесконечные споры: одни считают, что фотоприложение и его многочисленные клоны катастрофически снижают стандарты качества и убивают профессиональный рынок, другие уверены – приложение как раз расставило все на свои места, а сакральность фотопроцесса надуманна, и ее давно пора было поставить под сомнение.
Инстаграмовские фильтры, по мнению психологов, оказались востребованы еще и как возможность оперативного приукрашивания реальности. Массовая потребность показать свою повседневную жизнь «более лучшей», чем она есть, казаться, а не быть, нашла ответ в простом приложении для айфона.
Элитарность, которой нет
После появления Instagram на Android среди ветеранов приложения пошли злые шутки о маргинализации и будущей деградации сервиса. После вчерашней сделки в адрес Instagram и Facebook посыпались многочисленные проклятия, а многие даже стали удалять свои аккаунты в приложении. Это взбунтовались ранние последователи сервиса – пользователи айфонов, которые своей активностью и превратили нишевое приложение в культовое и массовое. Сейчас создатели сервиса должны радоваться проклятиям своей паствы – 2 года назад они сделали все правильно.
Одна из причин популярности Instagram – образ элитарности, избранности и массовой недоступности приложения, который сознательно культировался маркетологами сервиса. Конечно, ключевую роль здесь сыграл выбор первоначальной платформы: Apple с ее замкнутой экосиситемой, дорогими гаджетами, очень лояльной и эстетствующей аудиторией идеально подходила для сервиса с картинками. Когда число пользователей приложения перевалило за 10 млн, стало понятно, что Instagram легко при желании перерастет любую платформу, что и показало дальнейшее развитие событий.
Упаковать очень простой и бесплатный продукт в глянцевую обложку и делать это так умело, чтобы обложка определяла содержание, – дело непростое, считает психолог-исследователь потребительских практик в интернет Якоб Смолл: «Массовое интернет-сознание среагировала на это как сытый ребенок, увидевший на столе конфету в красивой обертке».
По одной из версий, создатели Instagram, давно имея возможность запустить приложение для Android, специально тянули время, и сделали это уже только после окончательных договоренностей с Фейсбуком, – боялись, что флер избранности растворится в миллионах картинок, сделанных пользователями гуглофонов.
по материалам сайта: http://slon.ru